Проверка соблюдения кассовой дисциплины является одним из самых серьезных испытаний для бизнеса. Поэтому к такого рода контролю со стороны регулирующего органа следует быть готовым всегда. Часто добросовестные бизнесмены моделируют ситуации проверки внутри компании, чтобы понять свои слабые места и встретить налогового инспектора во всеоружии.
Государственную функцию контроля и надзора за соблюдением кассовой дисциплины исполняет ФНС России. По результатам проверки налоговый инспектор составляет акт проверки, предписание об устранении нарушений или возбуждает, осуществляет производство по делу об административном правонарушении.
Согласно письму ФНС России от 12 сентября 2012 года № АС-4-2/15195, план проверок кассовой дисциплины ежемесячный. Однако информация по датам проверок в открытых источниках не публикуется. Их количество может быть неограниченным.
Механизм проверки описан в приказе Минфина от 17 октября 2011 года № 132н. Правда, он был сформирован еще тогда, когда онлайн-касс не существовало. Поэтому если инспектор в ходе проверки поймет, что в конкретной ситуации регламент неприменим, он начнет руководствоваться статьей 7 закона 54-ФЗ от 22 мая 2003 года.
Поскольку данные из кассы в режиме онлайн поступают оператору фискальных данных (ОФД), а далее в ФНС, проверка может происходить в удаленном режиме. То есть инспектор смотрит за состоянием расчетов по контрольно-кассовой технике, не выходя из рабочего кабинета. Если понадобятся уточнения, он может запросить данные у ОФД.
Первая причина — проверка в большинстве случаев проводится по жалобам, которые поступают по различным каналам связи. Например, через мобильное приложение «Проверка кассового чека».
Вторая причина — уклонение от применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Это самый распространенный вид нарушения.
С декабря 2018 года в форматах фискальных данных, согласно которым осуществляется передача информации о продаже, произошли существенные изменения:
Согласно статье 14.5 КоАП РФ, за неприменение онлайн-кассы ИП и должностному лицу грозит штраф в размере от 25-50 % от суммы чека, но не менее 10 000 рублей. Организации — от 75-100 % суммы чека, но не менее 30 000 рублей.
Если ККТ не соответствует новым законодательным требованиям, ИП и должностное лицо будут оштрафованы на 1 500 рублей, а компания — на 7 000 рублей.
Не отправлен чек на электронный адрес или телефон покупателя? Тогда ИП и должностному лицу грозит штраф в размере 2 000 рублей, а предприятию — 10 000 рублей.
Следует выявить нарушение прежде, чем это сделает налоговый инспектор.
Если ошибка обнаружена, нужно незамедлительно пробить чек коррекции. В нем будут указаны данные о продаже, по которой не была применена касса (письмо ФНС от 6 августа 2018 года № ЕД-4-20/15240@). Далее следует направить в ФНС заявление. Оно должно быть подано не позднее трех рабочих дней с момента исправления ошибки, то есть пробития чека коррекции.
Заявление подается в налоговую службу только в письменном виде. Оно составляется в произвольной форме. К нему обязательно нужно приложить копию чека коррекции.
В этом заявлении указывается:
Проверки соблюдения кассовой дисциплины — дело неизбежное. Поэтому представителю бизнеса следует соблюдать закон. Очень важно, чтобы он был в курсе всех изменений законодательства и оперативно реагировал на них. Соблюдение этих условий сулит комфортное существование бизнеса и его развитие.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (п.2) Гражданского кодекса РФ.